Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, выступая 2 февраля 2013 года перед участниками Архиерейского Собора, «при огромных пространствах и значительном числе приходов во многих из существовавших на начало 2011 года епархий архиереям попросту не хватило бы времени и сил, чтобы лично заняться всем объемом поставленных Собором задач». В связи с этим в мае 2011 года Священный Синод инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий.
«Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако в России речь шла о более масштабных преобразованиях, и за истекшие два года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации», — сообщил Его Святейшество, уточнив, что в общей сложности за это время было образовано 82 епархии.
Со времени Поместного Собора 2009 года появилось 88 новых епархий. Таким образом, в настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается 247 епархий.
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года был образован новый митрополичий округ — Среднеазиатский.
«В октябре 2011 года Священный Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий. Епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии, которых за межсоборный период было создано тридцать три», — отметил Предстоятель Русской Церкви.
Святейший Владыка напомнил, что митрополия, объединяющая несколько епархий вокруг регионального административного центра и входящая в состав Патриархата — это древняя и традиционная форма церковного устройства, о необходимости возрождения которой в Русской Православной Церкви заявил еще Всероссийский церковный Собор 1917-1918 годов, принявший в последний день своей работы определение «О церковных округах».
«В этом определении имелись в виду именно округа, состоящие из нескольких епархий, — подчеркнул Патриарх. — Ныне действующее Положение о митрополиях, утвержденное Священным Синодом 6 октября 2011 года, было разработано в Межсоборном присутствии с учетом исторического опыта. При составлении нынешнего документа учитывались, конечно, и реалии современной церковной жизни».
Говоря о том, зачем нужны сегодня такие формы церковного устройства, какова роль главы митрополии, Его Святейшество отметил: «Митрополит — старший собрат. Он призван добрым советом помогать более молодым архипастырям управлять епархиями, заботиться о пастве».
Добавив, что «региональным властям было бы сложно взаимодействовать с каждой епархией по отдельности», Предстоятель разъяснил: «Поэтому митрополитам поручено координировать диалог руководства епархий с властями субъектов Федерации. При этом важно, чтобы все епископы равным образом могли общаться с главой субъекта и главами региональных ведомств. Конечно, как правило, у митрополитов сложились давние отношения с главами регионов. Но давайте подумаем о том, что, если новые архиереи будут исключены из этих отношений, в итоге пострадает церковное дело в новообразованных епархиях: реставрация и строительство храмов, взаимодействие с районными управлениями образования или социального обеспечения и все, что связано с позицией региональных властей».
В то же время за внутреннюю жизнь каждой епархии полностью несет ответственность епархиальный архиерей, который отчитывается в своей деятельности непосредственно перед Священным Синодом и Патриархом. «В эту внутреннюю жизнь не вмешиваются ни митрополит, ни архиерейский совет митрополии, который является не управляющим, а совещательным органом», — говорится в докладе Святейшего Патриарха на Архиерейском Соборе.
Информационная служба Архиерейского Собора