Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

Доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
Версия для печати
4 февраля 2013 г. 21:30

4 февраля 2013 года председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий выступил с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

В своем заседании от 1-2 октября 1993 года Священный Синод одобрил следующий порядок общецерковного прославления местночтимых святых: «В том случае, если почитание святого выходит за пределы епархии, вопрос о его общецерковной канонизации выносится на суждение Святейшего Патриарха и Священного Синода после изучения в Синодальной комиссии по канонизации святых. Окончательное решение об общецерковном прославлении принадлежит Поместному или Архиерейскому Собору».

В соответствии с этим определением Священного Синода, Синодальная комиссия по канонизации святых представила на рассмотрение Святейшего Патриарха и Священного Синода вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского (1594-1697; память празднуется 25 июня/8 июля и 24 июля/6 августа), прославленного в лике местночтимых святых Курганской епархии в 2004 году.

За прошедшие годы почитание преподобного Далмата вышло далеко за пределы Курганской епархии, что засвидетельствовано Высокопреосвященнейшим архиепископом Курганским и Шадринским Константином, а также следующими шестью Преосвященными архипастырями: митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, митрополитом Иовом (Тывонюком), бывшим Челябинским, митрополитом Симбирским и Новоспасским Проклом, архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, архиепископом Чимкентским и Таразским Елевферием, епископом Никоном (Мироновым), бывшим Екатеринбургским.

Частицы мощей преподобного Далмата в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий.

Вопрос о канонизации преподобного Далмата Исетского в лике общероссийских святых рассматривался Синодальной комиссией по канонизации святых 30 мая 2012 года, и члены комиссии пришли к единодушному мнению, что для этого есть все основания.

Священный Синод, в своем заседании от 26 июля 2012 года (журнал № 75), заслушав рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, определил: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского».

Несколько слов о житии преподобного Далмата.

Преподобный Далмат (в мире Димитрий Иванович Мокринский) родился в 1594 году в городе Березове. Жил в Тобольске и состоял на государевой службе. Уволившись со службы, он ушел в Невьянский монастырь, где принял постриг с именем Далмат. За свою начитанность и глубокую веру преподобный Далмат пользовался таким уважением братии, что они намеревались поставить его строителем монастыря. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, он тайно покинул Невьянский монастырь, выбрав местом подвига уединенное место — высокий обрывистый холм. Первым жилищем его стала пещера около ключа. Земли, на которых поселился преподобный, принадлежали татарскому мурзе Илигею, который дважды пытался изгнать его из своих владений. Но однажды ночью Илигею во сне явилась Богородица и повелела ему не трогать старца.

В 1651 году преподобный Далмат обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной о пожаловании земель монастырю. К этому времени преподобным Далматом с братией были построены деревянная часовня, кельи и ограда, но им суждено было простоять недолго — кочевники разорили монастырь, сожгли постройки, на пепелище была найдена невредимой только икона Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор эта икона почитается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Вскоре вокруг преподобного Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. В 1659 году по указу царя были установлены границы монастырской вотчины.

В 1662-1664 годах обитель вновь подверглась опустошительным набегам кочевников, но была вновь отстроена. Преподобный Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожаем до основания и дважды снова возрождался.

Преподобный Далмат, не искавший по своему смирению славы, до самой смерти оставался простым иноком, несмотря на то, что был основателем и устроителем монастыря. Однако авторитет преподобного был настолько велик, что его слово при разногласиях было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

Почил преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103-х лет и был погребен в монастыре на месте первой часовни, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни преподобный Далмат изготовил себе гроб, который долгие годы хранился в сарае. На месте захоронения преподобного Далмата была сооружена деревянная часовня, которая стала главной святыней монастыря.

В XIX веке в связи со все увеличивающимся числом исцелений, совершавшихся по молитвам преподобному Далмату, стала вестись их запись с освидетельствованием исцеленных. Приведем некоторые примеры. В 1871 году преподобный явился глухонемой девочке по имени Марфа, после чего она заговорила. В 1872 году сразу же после панихиды на могиле преподобного Далмата исцелилась супруга Филиппа Левицкого, два года до этого прикованная болезнью к постели. В 1884 году Мария Потолицына попала в екатеринбургскую больницу с болезнью, которую врач характеризовал как «переходящий ревматизм», не поддающийся лечению. По молитвам к преподобному Далмату и после данного ею обещания отслужить на его могиле панихиду, она совершенно исцелилась, но данное обещание не выполнила. Тогда ей явился старец, указав на неисполненный обет. Придя в монастырь для исполнения обета, она узнала в изображении, бывшем в часовне, явившегося ей старца.

Братия монастыря бережно хранила память о преподобном, и его вещи — келейную мантию и клобук, а также шлем и кольчугу, подаренные мурзой Илигеем в знак примирения.

Преподобный Далмат почитался в народе покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обычно приходили к его гробнице, надевали на себя кольчугу и шлем.

Жизнь преподобного Далмата являет пример того, что верою преодолеваются различные препятствия и невзгоды, и человек становится созидателем не только спасения своей души, но и окружающей жизни.

Материалы по теме

Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Доклад епископа Троицкого Панкратия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года [Документы]

Архиерейский Собор утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского

Члены Священного Синода обсудили вопрос о сроках проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Члены Священного Синода обсудили сроки проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал, когда может быть определена дата Архиерейского Собора

ЖУРНАЛ Священного Синода от 17 апреля 2022 года [Документы]

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет сборник житий святых, прославленных на Архиерейском Соборе 2017 года

Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» [Документы]

Вопрос об общецерковном прославлении местночтимых белорусских святых святителя Георгия (Конисского) и праведного Иоанна Кормянского будет рассмотрен на Архиерейском Соборе

Другие документы

ЖУРНАЛ Священного Синода от 17 апреля 2022 года

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Положение о наградах Русской Православной Церкви (2017 г.)

О канонических аспектах церковного брака

Комментарий председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в связи с распространением информации об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета»

Положение о монастырях и монашествующих

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об избрании членов Общецерковного суда Русской Православной Церкви»

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви»