Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Архиерейский Собор утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского

Архиерейский Собор утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского
Версия для печати
4 февраля 2013 г. 21:23

4 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заслушал доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых.

Как сообщил владыка Панкратий, 30 мая 2012 года Синодальная комиссия рассмотрела вопрос прославления в лике общероссийских святых преподобного Далмата Исетского (1594-1697; прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии в 2004 году). Члены комиссии пришли к единодушному мнению, что для общецерковного прославления есть все основания.

За прошедшие годы почитание преподобного Далмата вышло далеко за пределы Курганской епархии. Частицы мощей преподобного Далмата в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий.

Священный Синод, в своем заседании от 26 июля 2012 года (журнал № 75), заслушав рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, постановил включить вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского в повестку дня Архиерейского Собора.

На сегодняшнем пленарном заседании Архиерейский Собор утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского.

Преподобный Далмат (в мире Димитрий Иванович Мокринский) родился в 1594 году в городе Березове. Жил в Тобольске и состоял на государевой службе. Уволившись со службы, он ушел в Невьянский монастырь, где принял постриг с именем Далмат. За свою начитанность и глубокую веру преподобный Далмат пользовался таким уважением братии, что они намеревались поставить его строителем монастыря. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, он тайно покинул Невьянский монастырь, выбрав местом подвига уединенное место — высокий обрывистый холм. Первым жилищем его стала пещера около ключа. Земли, на которых поселился преподобный, принадлежали татарскому мурзе Илигею, который дважды пытался изгнать его из своих владений. Но однажды ночью Илигею во сне явилась Богородица и повелела ему не трогать старца.

В 1651 году преподобный Далмат обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной о пожаловании земель монастырю. К этому времени преподобным Далматом с братией были построены деревянная часовня, кельи и ограда, но им суждено было простоять недолго — кочевники разорили монастырь, сожгли постройки, на пепелище была найдена невредимой только икона Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор эта икона почитается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Вскоре вокруг преподобного Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. В 1659 году по указу царя были установлены границы монастырской вотчины.

В 1662-1664 годах обитель вновь подверглась опустошительным набегам кочевников, но была вновь отстроена. Преподобный Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожаем до основания и дважды снова возрождался.

Преподобный Далмат, не искавший по своему смирению славы, до самой смерти оставался простым иноком, несмотря на то, что был основателем и устроителем монастыря. Однако авторитет преподобного был настолько велик, что его слово при разногласиях было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

Почил преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103-х лет и был погребен в монастыре на месте первой часовни, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни преподобный Далмат изготовил себе гроб, который долгие годы хранился в сарае. На месте захоронения преподобного Далмата была сооружена деревянная часовня, которая стала главной святыней монастыря.

В XIX веке в связи со все увеличивающимся числом исцелений, совершавшихся по молитвам преподобному Далмату, стала вестись их запись с освидетельствованием исцеленных. Приведем некоторые примеры. В 1871 году преподобный явился глухонемой девочке по имени Марфа, после чего она заговорила. В 1872 году сразу же после панихиды на могиле преподобного Далмата исцелилась супруга Филиппа Левицкого, два года до этого прикованная болезнью к постели. В 1884 году Мария Потолицына попала в екатеринбургскую больницу с болезнью, которую врач характеризовал как «переходящий ревматизм», не поддающийся лечению. По молитвам к преподобному Далмату и после данного ею обещания отслужить на его могиле панихиду, она совершенно исцелилась, но данное обещание не выполнила. Тогда ей явился старец, указав на неисполненный обет. Придя в монастырь для исполнения обета, она узнала в изображении, бывшем в часовне, явившегося ей старца.

Братия монастыря бережно хранила память о преподобном, и его вещи — келейную мантию и клобук, а также шлем и кольчугу, подаренные мурзой Илигеем в знак примирения. Преподобный Далмат почитался в народе покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обычно приходили к его гробнице, надевали на себя кольчугу и шлем.

Память прп. Далмата совершается 25 июня/8 июля и 24 июля/6 августа.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Доклад епископа Троицкого Панкратия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года [Документы]

Доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви [Документы]

Члены Священного Синода обсудили вопрос о сроках проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Члены Священного Синода обсудили сроки проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал, когда может быть определена дата Архиерейского Собора

ЖУРНАЛ Священного Синода от 17 апреля 2022 года [Документы]

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет сборник житий святых, прославленных на Архиерейском Соборе 2017 года

Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» [Документы]

Вопрос об общецерковном прославлении местночтимых белорусских святых святителя Георгия (Конисского) и праведного Иоанна Кормянского будет рассмотрен на Архиерейском Соборе