3 февраля 2013 года, в рамках работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий выступил с докладом о проекте внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви в связи с уточнением полномочий Поместного и Архиерейского Собора.
Ваше Святейшество! Досточтимые архипастыри!
Вам роздана таблица под названием «Предложения Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви». Это второй документ, который касается Устава Русской Православной Церкви.
История этого документа достаточно длительна. Рассматриваемая в нем тема, также как и вопрос о процедуре избрания Патриарха, восходит к Поместному Собору 2009 года, когда в ходе дискуссий между соборянами стала ясной необходимость более четко прописать, какие полномочия относятся к Поместному Собору, а какие — к Архиерейскому Собору. На первом этапе работы над этой темой возглавляемая мною комиссия Межсоборного присутствия также опросила весь наш епископат, после чего выработала первый документ, который был опубликован в 2011 году и не представлял собой конкретные предложения по изменениям в Устав. Документ скорее был выражен в форме рассуждений членов нашей комиссии о том, каким должно быть правильное соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. Предлагалось, чтобы Поместный Собор стал «высшим представительным органом», а Архиерейский Собор — высшим органом власти и управления.
По итогам состоявшейся дискуссии, как в епархиях, так и в сети Интернет, стало ясно, что эта модель не полностью удовлетворяет тех, кто принял участие в обсуждении опубликованного документа. В связи с этим была разработана иная модель, в которой высшая власть в Русской Православной Церкви была отнесена как к Поместному Собору, так и к Архиерейскому Собору. Задача состояла в том, чтобы обозначить, в каких вопросах высшая власть принадлежит Поместному, а в каких — Архиерейскому Собору. Был выработан проект изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви, который содержал такое различение полномочий и который в конце мая 2012 года был разослан во все епархии и опубликован в сети Интернет.
В поступивших к октябрю прошлого года отзывах, в частности, отмечалось, что согласно предложенному проекту Поместный Собор теряет всякое отношение к решению догматических и канонических вопросов. Здесь следует сказать, что согласно экклезиологическим нормам Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения все-таки принадлежит собору архиереев. Однако, с учетом озабоченности, выраженной в упомянутых отзывах, проект был вновь доработан, и вопросы догматические и канонические были внесены в повестку дня Поместных Соборов, но при этом упомянутая экклезиологическая норма была все же сохранена.
Окончательная редакция была принята в ноябре прошлого года пленумом Межсоборного присутствия и передана Священным Синодом на рассмотрение Собора.
Вашему вниманию предложена еще одна таблица, которая озаглавлена «Проект изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви». Эта таблица содержит предложения по изменениям в Уставе, выносимые на Ваше рассмотрение по следующим причинам.
Во-первых, это изменения, связанные с решениями, ранее принятыми Священным Синодом. Так, в Устав предлагается ввести главы о Высшем Церковном Совете, о Межсоборном присутствии, о митрополиях и викариатствах. Об учреждении этих органов и подразделений Русской Православной Церкви подробно сообщил Святейший Патриарх в своем докладе. Необходимо ввести их в Устав. Также вносятся дополнения в Устав в связи с изменениями в составе постоянных членов Священного Синода, а также в связи с созданием нового синодального учреждения — Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Во-вторых, имеются поправки, касающиеся порядка подписания протоколов и документов Соборов. Это, может быть, не столь важные поправки, но они соответствуют реальному опыту. Нежелательно в Уставе оставлять трудновыполнимые требования к таким практическим вопросам.
В-третьих, предлагается изменение, касающееся предельного возраста для занятия клириками административных должностей. Такое предложение прозвучало от одного из Преосвященных на прошлом Соборе и сейчас оно выносится на Ваше рассмотрение.
В-четвертых, это изменения, предлагаемые в связи с выявленными противоречиями или пробелами в Уставе. Например, по действующему Уставу Патриарх издает указы о назначении лиц, назначаемых Синодом. Между тем, указы о назначении игуменов епархиальных монастырей или ректоров епархиальных семинарий должны издавать епархиальные архиереи, — это требование, связанное с юридическим положением епархиальных монастырей и семинарий. Другой пример, из числа пробелов: в Уставе не сказано, кто созывает первый Синод после кончины Патриарха. Предлагается этот пробел восполнить.