Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Версия для печати
7 июня 2008 г. 23:24

Возлюбленные о Господе пастыри стада Христова, богомудрые иноки и инокини, дорогие братья и сестры  верные чада нашей Святой Церкви!

Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 13–16 августа 2000 года, обращается к Полноте церковной со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1. 2).

Архиерейский Собор и последующее освящение Храма Христа Спасителя занимают центральное место в торжествах Великого Юбилея — двухтысячелетия Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего. Глубоко символично, что Собор проходил накануне праздника Преображения Господня, когда Церковь воспоминает чудо явления славы Божией в Иисусе Христе, Который просиял божественным и нетварным светом пред Своими учениками. Чудом, символизирующим преображение и возрождение нашего народа, явилось воссоздание Храма Христа Спасителя, построенного в память воинов, за веру и Отечество павших, и разрушенного богоборцами в годину лихолетья.

«Слово стало плотию» (Ин. 1. 14) — это историческое событие, совершившееся в Вифлееме Иудейском две тысячи лет назад, навсегда изменило судьбы мира. Бог, пребывая всесовершенным и неизменным, стал человеком; не оставив вечности, Он вошел в самую сердцевину истории. Господь, времена и лета во Своей власти положивший, Своим Воплощением освятил время, преобразив его в предвкушение вечности, в залог жизни и бессмертия. С момента Божественного Воплощения история мыслится в свете Царства Божия, откровением которого во времени и стало Рождество Господа от Святого Духа и Марии Приснодевы. С тех пор история в подлинном смысле обретает священный характер, ибо является как чреда великих и спасительных деяний Божиих, богоявления и богообщения, обожения и преображения твари, что совершается в Церкви Христовой силою и действием Всесвятого Духа.

Христос повелел Своим ученикам проповедовать о Его смерти и Воскресении перед лицом всех народов (Лк. 24. 46-48). Вера Церкви основана на подлинном свидетельстве апостолов Христовых, на том провозвестии, которое было вверено им Господом, а ныне живет и вечно пребывает в Церкви силою Духа Святого. Каждый христианин призван быть верным и преданным свидетелем Истины, свидетелем веры Церкви, свидетелем духовного опыта благодатной жизни во Христе.

Изначально, со времен апостольских, путь служения Господу был связан с мученичеством и исповедничеством. В завершающемся ныне XX столетии на Русскую Православную Церковь обрушился кровавый смерч гонений. Промыслом Божиим ей было суждено явить миру величие крестного подвига, увенчав тысячелетие своего земного бытия страданием за Христа. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках.

Важнейшим деянием Юбилейного Архиерейского Собора стало прославление для общецерковного почитания сонма новомучеников и исповедников Российских, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. Более тысячи имен новопрославленных святых внесены в святцы Русской Православной Церкви. Причислены к лику святых в чине страстотерпцев Государь Император Николай Александрович и члены его Семьи: Государыня Императрица Александра Феодоровна, Наследник Цесаревич Алексий, Великие Княжны Ольга, Мария, Татиана, Анастасия. Собор выражает надежду на то, что это прославление станет переломным моментом в нашей истории, содействуя покаянию народа в грехе богоотступничества. Молитвами новопрославленных святых да поможет нам Господь стать на путь духовного исцеления и преображения!

Уходящий век и уходящее вместе с ним тысячелетие открывают нам величие судеб Божиих, явленных в истории нашей Церкви. Страшные гонения, пережитые верующими, не смогли сломить крепость человеческого духа, утверждаемого православной верой и надеждой на премудрый Промысл Божий, оживотворяемого любовью к Богу и ближним. Новомученики и исповедники Российские, невероятными страданиями запечатлевшие свою верность Святому Православию, уподобились евангельскому зерну, которое, претерпев смерть, обрело воскресение и новую жизнь (Ин. 12, 24).

Ныне из этого благодатного зерна возрастает обильная нива духовного обновления народа Божия. Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым основанием. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие на нашей земле, но, наоборот, явился тем горнилом, в котором закалились сердца верных чад Церкви Русской, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения. В возрождении духовных ценностей, в отказе от греха, в искреннем и нелицемерном покаянии мы видим залог преображения жизни народа и Церкви.

Сегодня завершается первоначальный этап церковного возрождения, на котором главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей, духовных школ. Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души. Главная и неизменная забота Церкви — спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу. Нужно, чтобы каждый пришедший в храм почувствовал себя в родной среде, ощутил любовь и заботу священнослужителей и мирян. Пастыри не должны забывать о том, что их личная святость может привести к вере тысячи людей, так же как и их пороки могут отвратить многих от Церкви.

Особая ответственность лежит сегодня на монашестве. Мир приходит к стенам обителей, пытаясь обрести духовную основу бытия, и монастыри наши своим молитвенным деланием таинственным образом созидают и исцеляют душу народа, вновь научая его благочестию. Душевная отзывчивость, смирение и милосердие вновь должны стать главными чертами характера православного человека.

Мы живем в эпоху общественно-экономического кризиса, последствия которого тяжелым бременем легли на плечи людей. Изнурительная борьба за физическое выживание стала уделом многих. В бедственном положении оказались старики, сироты, дети, инвалиды, многодетные семьи, неимущие. Резко ухудшилось здоровье населения, все шире распространяются наркомания и алкоголизм. Осложнилась демографическая ситуация, смертность превысила рождаемость, страны наши за последнее десятилетие потеряли миллионы человеческих жизней. Многие говорят сегодня об опасности вымирания наших народов. Мы призываем государственные власти обратить особое внимание на эту тяжелейшую проблему и разработать такую демографическую политику, создать такие условия для материнства и детства, содействовать становлению такого образа жизни, которые остановили бы демографическую катастрофу и способствовали увеличению численности народа.

Ослабляются важнейшие нравственные ориентиры в жизни общества. Ведется пропаганда вседозволенности, жестокости, разврата. Растут насилие и преступность, все более распространенными стали проявления жестокости и цинизма в отношениях между людьми. Сепаратизм, национальная и религиозная рознь приводят к ожесточенным вооруженным конфликтам, жертвой которых становятся мирные граждане. Тысячи людей пострадали и продолжают страдать от действий террористов. Размещение и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев превратилось в проблему огромного масштаба.

Бог желает Своему творению справедливости и мира. Но мы живем в искаженном грехом обществе, в котором царствуют несправедливость и неравенство. Причиной многих бед становится такое экономическое устроение, которое приводит к неоправданным сверхприбылям одних и к обнищанию других, открывая широкое поле для проявления самых крайних форм эгоизма.

Церковь не может быть равнодушной к жизни общества. Потому сегодня мы во всеуслышание говорим и власть имущим, и простым людям, и всему человеческому роду: без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и материальные средства, никакие сила и власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Преодоление греховного влечения человека исключительно к земным благам есть одна из самых важных задач духовного воспитания.

Господь призывает каждого из нас к подвигу жертвенного служения. Наша жизнь должна быть подражанием Христу. Мы обязаны заботиться об одежде и пище для нищих, о крове для бездомных, быть заступниками вдов, защитниками сирот и всех несправедливо обижаемых, наставниками духовно заблудших, утешителями для одиноких и отчаявшихся, милостивыми к кающимся грешникам, должны с братской любовью открывать для всех нетленную сокровищницу спасительной Христовой веры и животворящей Истины. «Носите бремена друг друга, — заповедует нам апостол, — и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Освященный Архиерейский Собор оценил состояние внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви, принял новую редакцию ее Устава, что поможет преобразованию и совершенствованию церковного управления на всех уровнях. Собором утверждены «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», отражающие официальную церковную позицию в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Приняты «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» — документ, в котором излагается богословское понимание единства Церкви, православный взгляд на разделения и расколы, на отношение к инославным исповеданиям и межхристианский диалог. Все эти документы призваны служить руководством для Синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов, пастырей и верующих.

Возлюбленные чада Святой Русской Православной Церкви! В дни, когда мир вступает в новое тысячелетие, особенно важно найти правильный ответ на ключевой вопрос о смысле истории, о конечной цели человеческого бытия. Церковь не разделяет неоправданного оптимизма тех, кто полагает, что технический прогресс и другие достижения цивилизации смогут обеспечить людям безбедное будущее, создать прочный мировой порядок. Невозможно построить Царство Божие на земле, где диавол борется против Бога.

Но Церковь не разделяет и тех апокалиптических страхов и предчувствий, того ощущения беспомощной пассивности перед якобы близкой всемирной катастрофой, которые возникают у многих накануне начала новой эры. Мы, православные христиане, вступаем в третье тысячелетие по Рождестве Христовом с твердой надеждой и упованием на милость Божию, имея обетование Спасителя, что врата адовы не одолеют Церкви. Наше будущее никем не запрограммировано: оно в значительной степени зависит от того, сумеем ли мы сделать выбор между добром и злом, между путем жизни и путем смерти (Втор. 30, 19–20); оно зависит от того, насколько активной будет наша христианская жизненная позиция, насколько крепкой и непоколебимой будет наша вера. Именно вера была той духовнонравственной силой, которая неоднократно спасала наших благочестивых предков в самые трудные периоды истории. Этому спасению всегда предшествовало пробуждение духовных сил народа, его возвращение к христианским идеалам.

«Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь уже много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2. 18). Эти слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные на заре христианской эры, напоминают нам о том, что эсхатологическое «последнее время» началось в момент Боговоплощения и будет продолжаться до конца человеческой истории. Мы должны жить не в паническом страхе перед пришествием антихриста, но в служении Христу через исполнение Его заповедей. За два тысячелетия христианства немало антихристов пришло и ушло, но Господь «всегда и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). И именно во всепобеждающей любви Христовой, в Его постоянном присутствии в Церкви — основа нашей веры в конечное торжество добра над злом, жизни над смертью, Христа над антихристом.

Сам Пастыреначальник Господь да укрепит всех нас, архипастырей и священнослужителей, монашествующих и мирян, в ожидающих нас трудах. Да подаст Он государственным мужам мудрость, силу и Свою Божественную помощь для созидания благоденствия, мира и согласия в земле нашей.

Всех боголюбивых пастырей и верных чад нашей Святой Церкви призываем обратиться к Богу с усердной и теплой молитвой о том, чтобы, как и прежде, Его всесильная и вседетельная благодать укрепляла нас и наставляла на всякую добродетель, чтобы наши народы твердо стали на путь примирения, созидания и возрождения, на путь следования Христу.

Призывая благословение Божие на всех вас, возлюбленные, умоляем вас «поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостию и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию» (Еф. 4, 1–2).

***

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Положение о наградах Русской Православной Церкви (2017 г.)

О канонических аспектах церковного брака

Комментарий председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в связи с распространением информации об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета»

Положение о монастырях и монашествующих

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об избрании членов Общецерковного суда Русской Православной Церкви»

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви»