Интервью заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова корреспонденту РИА «Новости» Ольге Липич.
― Отец Николай, письмо Филарета Денисенко настолько неожиданно, что информация о нем сразу же вызвала волну различных публикаций, в том числе с комментариями-опровержениями. Уверены ли Вы в его подлинности?
— Мы ведем речь о реально существующем письме, которое я держал в руках, с подписью бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета.
Церковь не может отвечать за ту интерпретацию, которую некоторые СМИ дают Определению Архиерейского Собора. Определение опубликовано на официальном сайте Русской Православной Церкви. И я рекомендовал бы внимательно читать его всем, кто заинтересован в реальном преодолении раскола, последствия которого весьма болезненно сказываются на состоянии гражданского мира в Украине и на взаимоотношениях между нашими братскими народами.
― Согласно Определению Собора, в письме бывшего митрополита Филарета содержится просьба о восстановлении общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях». Могут ли в связи с этим быть отменены такие решения в отношении самого Филарета, отлученного от Церкви еще в 1997 году?
— Предметом диалога является преодоление раскола, а прещения были вызваны фактом совершившегося раскола. Это означает, что если диалог будет успешным, то возникнут предпосылки для нового рассмотрения тех решений, которые принимались Церковью по этому вопросу в прошлом.
Цель канонических прещений всегда заключалась в сохранении единства Церкви и в заботе о спасении человеческих душ.
― Прецеденты отмены прещений были?
— В истории Церкви были случаи, когда ранее наложенные прещения пересматривались последующими Соборами.
― А когда и каких результатов может достичь данный диалог?
— Предсказывать возможные результаты диалога и сроки его завершения в настоящее время, конечно, невозможно. Мы стоим в самом начале большого пути.
― И все же: может ли единство с отколовшимися на Украине быть восстановлено в обозримом будущем?
— Об этом, вероятно, будут судить последующие Соборы, если созданная для ведения переговоров комиссия и ее усилия по налаживанию диалога принесут добрые плоды.
― Что планируется делать с приходами и духовенством самопровозглашенного Киевского патриархата, что ожидается от них? Как быть с захватами храмов канонической УПЦ МП?
— Хотелось бы, чтобы для диалога была создана благоприятная почва. Нужно прекращение враждебной риторики. Нужно прекращение насильственных действий и попыток изгнания верующих из храмов.
― Вы полагаете, эти попытки прекратятся после означенного письма Филарета и решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о дальнейших переговорах?
— Мы исходим из того, что предложение о диалоге, с которым к нам обратились представители так называемого Киевского патриархата, предполагает готовность отказаться от таких действий по отношению к Украинской Православной Церкви, которые практиковались в прошлом.
― С кем из «так называемого Киевского патриархата» будет общаться комиссия Московского Патриархата, в которую Вы вошли?
— Ответить на этот вопрос — уже задача отделившихся братьев.
― Как понимаю, со стороны Филарета Денисенко впервые за 25 лет было выражено такое стремление к восстановлению церковного единства на Украине. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви откликнулся созданием комиссии для переговоров. Есть ли у нее особенности?
— Да. Большинство архиереев в составе комиссии, большинство ее членов — из Украинской Православной Церкви.
― Какое значение имеет этот процесс для истории и будущего Церкви?
— Жизнь покажет. Очень важно, что на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви не было существенных разногласий в отношении целесообразности начала диалога.
Напомню, что сегодняшнее решение Собора — это продолжение той линии, которой наша Церковь придерживается на протяжении всех этих 25 лет (с того момента, как существует церковный раскол на Украине. — ред.). В 2008 году Архиерейский Собор в определении «О единстве Церкви» одобрил усилия Украинской Православной Церкви по преодолению раскола посредством диалога. В основе этого диалога — верность каноническому преданию Церкви и стремление возвратить в церковное общение отделившихся от спасительного единства.
РИА «Новости»/Патриархия.ru