Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе 1997 года

Версия для печати
6 июня 2008 г. 18:30

Авторизованное резюме доклада исполняющего обязанности председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года.

Внимание очередного Архиерейского Собора к проблемам духовного образования обусловлено важностью того места, которое оно занимает в жизни Церкви. Подготовка пастырей, учителей народа Божия, учителей веры, благочестия и добрых христианских нравов, всегда являлась для Церкви делом исключительной важности, но первостепенная значимость этого дела особенно очевидна в наше время, когда в результате кардинальных перемен в жизни страны и положения Русской Православной Церкви в государстве и обществе для Церкви открылось поприще широкого влияния на умы и сердца людей из всех слоев общества, когда многократно уже увеличилось число открытых, действующих храмов, но когда, с другой стороны, Церковь испытывает особенно острую нехватку духовенства и когда в связи с изменившейся обстановкой церковной жизни, в связи с новыми возможностями, открывшимися для пастырей, и новыми трудностями, перед которыми они стоят, необходимо многое менять в системе подготовки священнослужителей, а значит, и в постановке образовательного процесса в духовных школах.

В 1994 г. наша Церковь имела 3 Духовных Академии, 14 семинарий и 28 духовных училищ, ныне сеть духовных школ включает в себя 5 Академий, 21 семинарию, 25 духовных училищ и 6 подготовительных пастырских курсов. На заседании Священного Синода 27 декабря 1996 г. Учебному комитету был переподчинен Свято-Тихоновский богословский институт, ранее находивший в ведении синодального Отдела религиозного образования и катехизации.

При том, что число духовных школ и количество учебных мест значительно выросло, нельзя считать, что Церковь не нуждается в дальнейшем расширении сети духовных школ, а главное, в увеличении числа учебных мест.

Острая нехватка духовенства заставляет епархиальные власти открывать в своей епархии Духовную школу даже при отсутствии необходимых материальных и кадровых условий. Необходимо внимательно отнестись к качеству преподавания в таких школах. Необходимо в ближайшее время выработать и утвердить четкие критерии для лицензирования таких учебных заведений.

Также необходимо обратить внимание на то, что большую долю абитуриентов составляют совсем молодые люди, в отношении которых должно проявляться больше внимания со стороны приемных комиссий, чтобы было больше уверенности в твердости выбора абитуриентом жизненного пути.

Предстоит дополнительно продумать вопросы продолжительности срока обучения в семинарии и возраста абитуриентов.

В 90-е годы существенным прорывом в совершенствовании учебного процесса явилось типографическое издание учебных пособий по ряду предметов для Академий и Семинарий. Их количество и качество улучшились. Эту работу необходимо продолжить.

Необходимо сделать более интенсивной координацию в деятельности духовных школ, чтобы не расточать усилия. В частности, в этом направлении уже имеется опыт проведения Училищного ректорского совещания и других встреч, организуемых Учебным комитетом.

Главная задача Училищ — ускоренными темпами решить проблему острой нехватки духовенства в епархиях. С их открытием проблема отчасти потеряла остроту. Но необходимо провести работу по совершенствованию учебных программ Училищ в рамках реформы всей системы духовного образования.

Архиерейский Собор 1994 года постановил к 2000 году подготовить переход к новой системе духовного образования, в рамках которой семинарии должны стать высшими учебными заведениями, причем их целью останется подготовка священнослужителей. Академии же должны быть преобразованы в школы, дающие богословскую специализацию. Работа над этим вопросом уже ведется в рамках рабочей группы по разработке детальной концепции новой системы богословского образования.

По мере решения кадровой проблемы, духовные училища будут либо преобразовываться в семинарии, либо передаваться в ведение синодального Отдела религиозного образования и катехизации.

Цель Духовной Академии — подготовка преподавателей Духовных учебных заведений и научных работников. Академия должна выпускать библеистов, догматистов, церковных историков, канонистов, литургистов и т.д. Это потребует, вероятно, ввести в Академиях отделения или факультеты. Академический курс предполагается разделить на 2 ступени: для выпуска кандидатов богословия (для преподавания в Духовной Семинарии) и магистров богословия (преподаватели в Академии). Такие основные направления концепции богословского образования были утверждены Священным Синодом в декабре прошлого года. Работа над концепцией продолжается.

Следует также отметить проблемы финансирования богословского образования. При всем подвижническом труде преподавателей духовных школ, нельзя не признать крайнюю недостаточность в оплате их труда.

Дело христианского просвещения народа Божия, значительная часть которого была оторвана от Церкви в минувшую эпоху гонений на нее, подготовка будущих пастырей — это дело особой важности для Церкви.

Материалы по теме

Продолжается работа по обновлению корпуса учебников для духовных школ

Курсы повышения квалификации духовенства появятся во всех епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви

Реорганизация системы духовного образования остается приоритетной темой в работе органов высшей церковной власти

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал участникам Архиерейского Собора о работе над новыми учебными пособиями для духовных школ

Члены Священного Синода обсудили вопрос о сроках проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Члены Священного Синода обсудили сроки проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал, когда может быть определена дата Архиерейского Собора

ЖУРНАЛ Священного Синода от 17 апреля 2022 года [Документы]

Курсы повышения квалификации духовенства появятся во всех епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви

Реорганизация системы духовного образования остается приоритетной темой в работе органов высшей церковной власти

Архиепископ Верейский Евгений: Архиереи стали ближе к пастве, лучше понимают ее нужды [Интервью]

Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» [Документы]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

ЖУРНАЛ Священного Синода от 17 апреля 2022 года

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Положение о наградах Русской Православной Церкви (2017 г.)

О канонических аспектах церковного брака

Комментарий председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в связи с распространением информации об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета»

Положение о монастырях и монашествующих

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об избрании членов Общецерковного суда Русской Православной Церкви»

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви»