Ваше Святейшество, Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри!
Переживаемое нами на протяжении последнего десятилетия духовное возрождение Православия в России со всей остротой поставило перед священноначалием вопрос о необходимости активной церковной работы с детьми и молодежью, объединения и координации деятельности групп молодых православных христиан для участия в жизни Матери-Церкви. Для молодежи свойственна общность психологических характеристик, что позволяет говорить о специфике пастырской и миссионерской работы в молодежной среде и требует поиска новых форм обращения Церкви к детям и юношеству.
В исторической практике Русской Православной Церкви прошедших веков мы не встречаем аналогов такой деятельности по вполне понятным причинам: с самого рождения человека его жизнь проходила в обстановке, исполненной духа веры и церковности; семейное воспитание в православной традиции само по себе служило достаточным основанием преемственности поколений верующих. Определенные изменения произошли лишь в начале XX века, когда единство Церкви и общества оказалось в значительной степени нарушенным. Именно тогда в России возникло скаутское движение, в котором патриотическое и спортивное воспитание гармонично сочеталось с духовными традициями Православия.
Десятилетия, последовавшие за трагическими событиями 1917 года, по вполне понятным причинам не позволяли и думать о формировании единой церковной политики в отношении молодежи. Лишь после существенных изменений в церковно-государственных отношениях такая деятельность стала не только возможной, но и насущно необходимой.
В декабре 1990 года — вскоре после принятия 1 октября 1990 года закона «О свободе совести и религиозных организациях» — Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о создании общецерковной молодежной организации. 25 января 1991 года, в день памяти святой мученицы Татианы, на проходившем в стенах Московского Государственного университета Съезде православной молодежи было образовано Всецерковное Православное молодежное движение (ВПМД), объединяющее ныне представителей православных братств и молодежных организаций при епархиях и приходах — как уже существующих, так и вновь возникающих. Отделения Движения были созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кирове, Туле, Рязани, Ставрополе, Смоленске, Новгороде, Петрозаводске и в некоторых других епархиях. Всего 41 отделение.
В последующий период работа Всецерковного Православного молодежного движения велась по нескольким главным направлениям:
- создание епархиальных молодежных центров для реализации церковных молодежных программ;
- проведение семинаров по вопросам молодежной деятельности Церкви;
- духовное окормление детских организаций, использующих в своей работе новую для нас, но успешно зарекомендовавшую себя в православном зарубежье скаутскую методику;
- информационная и издательская деятельность;
- развитие сотрудничества с христианскими и светскими молодежными неполитическими организациями, в том числе и международными;
- взаимодействие с Комитетом по делам молодежи Правительства Российской Федерации и иными государственными и общественными структурами в целях координации государственной молодежной политики.
Председатель ВПМД был распоряжением Президента включен в совет президиума Совета по делам молодежи.
Говоря о современной деятельности Движения, необходимо отметить, что она имеет, прежде всего, организационную направленность и ставит своей целью совершенствование уже имеющихся и поиск новых, иногда не совсем привычных для традиционной церковной жизни, форм работы с молодежью и способов обращения к ней.
Широкую известность в церковной среде получили осуществляемые Всецерковным Православным молодежным движением программа паломничества по святым местам для детей и программа молодежных лагерей «Реставрос». При их реализации группы детей и молодежи направляются во вновь открытые, требующие восстановительных и ремонтных работ храмы и монастыри Русской Православной Церкви для участия в возрождении святынь. Только в 1999 и нынешнем году по программе «Реставрос» проведено около 300 мероприятий, в которых участвовали более 6 тысяч человек. К примеру, основными организационными формами осуществления данных программ в Москве и Московской епархии являются:
- рабочие выходы в храмы города Москвы;
- одно-двухдневные рабочие выезды в храмы и монастыри Подмосковья;
- летние выездные рабочие смены;
- экскурсии по Москве и однодневные поездки по ближайшим к столице городам и святым местам;
- двух- и трехдневные экскурсии.
В Москве основные работы по программе «Реставрос» проходят сейчас в храмах святителя Николая в Покровском, Троицы на Грязех, Воздвижения на Чистом Вражке, Иерусалимской иконы Божией Матери, Спасском соборе Заиконоспасского монастыря, в церкви святой мученицы Татианы при МГУ и в Покровском храме в Красном селе. Летние въездные смены в настоящее время работают в городе Белозерске, в селе Талицы Вологодской области, в Спасо-Прилуцком монастыре Вологодской епархии, в Ферапонтовой Лужецкой и Введено-Оятской обителях, в Марфо-Мариинском монастыре Белгородской епархии и в некоторых других местах, например, в Вятской и Новосибирской епархиях.
Особое внимание Всецерковное Православное молодежное движение уделяет духовному окормлению детских организаций, в той или иной степени использующих положительно зарекомендовавший себя во всем мире скаутский метод. К сожалению, возрождающееся в России скаутское движение сейчас весьма разнородно и раздроблено — наряду с организациями, строго придерживающимися духовных принципов скаутинга, существуют и такие, руководители которых не желают поддерживать контакты с Русской Православной Церковью. В такой ситуации позиция руководства Движения основывается на словах Господа Иисуса Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Мы стремимся к сотрудничеству со всеми руководителями скаутских отрядов и групп, проявляющими искренний интерес к духовному опыту Православия.
При Патриаршем Крутицком подворье в Москве сейчас действует штаб-квартира Федерации православных следопытов — детской организации, созданной в канонических рамках Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Отделения Федерации существуют в 11 епархиях — Костромской, Краснодарской, Магаданской, Московской, Нижегородской, Петрозаводской, Рязанской, Ставропольской, Сыктывкарской, Тверской и Южно-Сахалинской. Кроме Федерации, действующей в рамках ВПМД, на Патриаршем Крутицком подворье располагается и штаб-квартира Братства православных скаутов.
Основным местом работы Федерации традиционно являются Москва и Московская область; только за два летних месяца этого года здесь были организованы несколько лагерей с участием более 3 тысяч детей и подростков. Крупнейший из таких скаутских слетов — «Москва-2000» — в котором участвовали более 1600 детей, прошел в конце июля на территории Пушкинского района Московской области; его деятельность, одобренная государственными структурами по работе с молодежью Москвы и Московской области, широко освещалась в средствах массовой информации. Слет приветствовал особым обращением Святейшего Патриарха.
Из других скаутских мероприятий, прошедших с начала 2000 года, нужно отметить следующие:
- Рождественский лагерь православных следопытов с участием 800 детей из разных епархий.
- Паломничество православных скаутов в Санкт-Петербургскую епархию.
- Парад православных скаутов и следопытов на Патриаршем Крутицком подворье с участием представителей мэрии Москвы.
- Летний детский лагерь на Черноморском побережье «Фанагория-2000», в котором побывали более 200 детей.
За истекший период руководству Федерации православных скаутов удалось укрепить её позиции в российском скаутском движении и вывести эту организацию на уровень официального международного признания. В сложившемся положении перед нами открывается уникальная возможность создания в России национального скаутского движения, центром которого являлась бы детская православная, церковная организация. По прогнозам Всемирного скаутского бюро в ближайшие 10 лет численность участников скаутского движения в России может достигнуть 1 миллиона человек. В перспективе при общецерковной поддержке Федерации православных следопытов в различных епархиях ее члены могут составить 60-70% всех российских скаутов. Официальное международное признание Федерации позволяет ей сейчас активно включиться в работу международного союза православных скаутов «Десмос», куда уже входят 12 национальных православных скаутских организаций из Греции, Болгарии, Румынии и некоторых других стран.
На протяжении ряда лет Всецерковное Православное молодежное движение осуществляет активную учебно-методическую деятельность. Ежегодно в рамках Рождественских общеобразовательных чтений на Патриаршем Крутицком подворье проходит работа секции «Молодежное служение Русской Православной Церкви». Дважды в год на Патриаршем Крутицком подворье действует семинар, в ходе которого представители различных епархий получают специальную подготовку для организации работы в молодежной среде. Такая подготовка просто необходима - ведь мы не вернем молодые души в Церковь до тех пор, пока не создадим институт наставников, лидеров, умеющих профессионально вести духовную работу в специфической молодежной среде.
В настоящее время подготовлен к выпуску журнал ВПМД «Сретение», посвященный рассмотрению вопросов православного молодежного служения. Можно надеяться, что он займет свое место среди уже существующих журналов и газет подобного направления — к примеру, таких, как студенческий православный журнал «Встреча», издаваемый трудами студентов и воспитанников МДАиС, санкт-петербургский журнал «Петр и Павел», московская студенческая газета «Татьянин день» и газета Костромской государственной сельскохозяйственной академии «Православное слово».
С 4 по 10 сентября этого года в Москве состоится конференция по актуальным проблемам молодежного служения, которую ВПМД проводит совместно с Восточным отделением Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» — единственной реально действующей международной православной молодежной организации. В конце юбилейного года 2000-летия Рождества Христова намечено проведение очередного Съезда православной молодежи. Планируются и региональные молодежные конференции на межъепархиальном уровне; в конце 1999 года такая конференция с участием представителей более чем 20 епархий уже прошла в Костроме.
В последнее время важным направлением общецерковной работы с детьми и молодежью является эффективное взаимодействие с государственными структурами и общественными институтами в реализации программ, направленных на воспитание подрастающего поколения. К глубокому сожалению, общегосударственный светский уровень такой работы пока недопустимо низок — у России просто нет единой концепции государственной политики в отношении молодежи, а Совет по делам молодежи при Президенте Российской Федерации прекратил свою деятельность в 1999 году.
Тем не менее, сейчас наметились некоторые положительные изменения в этом направлении. Большое значение мы придаем разрабатываемой ВПМД совместно с мэрией Москвы программе «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», призванной дать концептуальное обоснование педагогической работе с подростками на основе традиционных духовных ценностей Православия. Такая программа может стать примером для подобных разработок, как в других епархиях, так и на общероссийском уровне. Объединяя усилия Церкви и государства в деле воспитания нового поколения россиян, такие программы во всей полноте смогли бы соответствовать ожиданиям значительной части наших сограждан, стремящихся вырастить своих детей в православных традициях. К сожалению, сейчас такие семьи практически не имеют возможности доверить своих детей подростковым клубам по месту жительства или направить их в летний оздоровительный лагерь, обоснованно опасаясь, что их ребенок может получить там опыт бездуховного, отрицательно действующего на его душу воспитания. Организация свободного времени, досуга детей и молодежи — одно из насущно необходимых направлений церковного служения.
В настоящее время Всецерковное Православное движение имеет определенный опыт работы с различными детскими и подростковыми организациями, положительно относящимися к сотрудничеству с Православной Церковью — в частности, с обществами детей-инвалидов, с некоторыми спортивными организациями. В январе 2000 года при проведении всероссийского хоккейного турнира «Золотая шайба», ВПМД и оргкомитет турнира разработали обширную программу, в ходе реализации которой участники соревнований — более 1300 подростков — получили возможность познакомиться с основами Православия и святынями родной земли.
В мае этого года удалось издать 300 тысячным тиражом «Православие для всех» — церковный справочник для молодых людей.
На своем заседании весной 2000 года Священный Синод утвердил новую Концепцию молодежного служения Русской Православной Церкви, которая призвана стать основой такой работы на уровне приходов, благочиний, епархий и во всецерковном масштабе. Появление Концепции, текст которой в ходе работы Собора получит каждый Преосвященный — очень серьезный и важный шаг в деле объединения зачастую пока еще разрозненных усилий церковных структур на поприще молодежной деятельности.
Хотелось бы обратить особое внимание епархиальных Преосвященных на то, что в современных условиях проведение централизованных молодежных мероприятий существенно затруднено, прежде всего, по экономическим причинам. Молодежь — один из наименее социально защищенных слоев нашего общества; поэтому зачастую на местах просто не удается найти средств, чтобы направить делегацию для участия в съезде, семинаре или летнем лагере. Поэтому особую важность приобретает активизация работы с молодежью на епархиальном уровне. Епархиальным Преосвященным уже было направлено циркулярное письмо Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором говорилось о необходимости создания в каждой епархии специального центра для работы с молодежью под руководством священнослужителя, имеющего педагогическое образование и соответствующую практику. Такие, хорошо работающие центры есть в 12 епархиях: в городе Конаково Тверской епархии о. Борис Нечипоров, в Белгородской, в Вятской, в Орловской, в Архангельской, в Тираспольской. К сожалению, до сих пор такие центры созданы далеко не везде; между тем их, организация сейчас по вышеуказанным причинам имеет особое значение.
Есть все основания полагать, что в современных условиях — для того, чтобы упорядочить практику работы Церкви с молодежью и придать определенный канонический статус структуре, призванной координировать общецерковную деятельность в этом направлении — Всецерковное Православное молодежное движение следует преобразовать в Отдел по молодежному служению, при Священном Синоде Русской Православной Церкви. Прошедшие годы показали, что молодежное служение — особое поле церковной деятельности, которое, соприкасаясь со сферами деятельности других Синодальных структур — прежде всего Отдела по религиозному образованию и катехизации и Миссионерского отдела — тем не менее отличается своей спецификой и требует должного организационного оформления.
Сегодня в стенах учебных заведений и в повседневном бытии молодые люди получают огромный объем словесной и образной информации, которая формирует их отношение к таким важным вопросам, как смысл жизни, иерархия жизненных ценностей, принципы отношения к себе и ближним. К сожалению, голос Русской Православной Церкви пока еще слабо слышен в этом информационном потоке. Между тем Церковь действительно хранит в себе образ жизни, заповеданный Господом, как единственный путь ко спасению; в Церкви и с Церковью молодое поколение может обрести истинные духовные ориентиры и получить подлинные условия для раскрытия своего внутреннего потенциала.
От того, какие усилия мы приложим ныне в деле православного воспитания подрастающего поколения, зависит, кто завтра придет в наши храмы, какими духовными и жизненными принципами будет руководствоваться церковный народ в грядущие десятилетия, даст ли исторический юбилей 2000-летия христианства новый импульс для вхождения широких кругов молодежи в спасительную церковную ограду. На пути этого служения нам, видимо, следует — не отказываясь от принципов разумного церковного консерватизма — перешагнуть через некоторые сложившиеся стереотипы, больше внимания уделять новым, часто нетрадиционным формам работы с молодым поколением, памятуя слова святого апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:22).