Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Выступление Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, управляющего делами Московской Патриархии, на Архиерейском Соборе 2008 года

Выступление Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, управляющего делами Московской Патриархии, на Архиерейском Соборе 2008 года
Версия для печати
25 июня 2008 г. 19:07

Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие собратья архипастыри!

Думаю, не будет преувеличением сказать, что деятельность приходов и монастырей является важнейшей составляющей жизни Русской Церкви. Именно через призму своего личного восприятия храма и его тружеников, или монастыря и его насельников, смотрит на Православие наш современник, зачастую не обладающий богословскими познаниями и не умеющий отделить человеческие немощи христиан от Божественного Откровения Христа.

Более того, именно в храм приходит человек, ищущий помощи в решении своих проблем, что должно стать следствием  общения с Богом. В условиях современной жизни Церкви, когда перед нами стоит задача возвращения наших соотечественников к вере отцов этот вопрос приобретает особую актуальность.

На протяжении последних десятилетий мы можем наблюдать постоянный рост количества новооткрытых приходов и возобновивших иноческое делание обителей.

По сути, сегодня сложилась такая ситуация, когда мы имеем довольно значительное число прихожан, чье духовное и социальное становление происходило в период возрождения Православия в нашем Отечестве.

Однако, слыша на протяжении всей сознательной жизни о духовном преображении общества, о возвращении людей к вере, они по-прежнему видят декларирование тех же целей, что стояли перед Церковью двадцать лет назад.

Несомненно, это ставит перед нами вопрос о необходимости корректировки вектора приложения усилий по достижению этих целей.

Не отрицая важнейшего значения создания и благоукрашения храмов, все же, думается, что сегодня нам следует гораздо больше уделять внимания теме внутреннего просвещения. Вполне благое и оправданное стремление к утолению духовной жажды нашего общества привело к тому, что сотни тысяч или даже миллионы наших соотечественников вошли в Церковь, стали православными христианами, приняв крещение, но при этом они не получили необходимых знаний о пути ко спасению, и не имеют достаточного духовного опыта.

В соответствии со сказанным выше, основное направление нашей деятельности должно быть направлено на организацию просветительской работы на приходах. Показательно, что в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», принятой на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года, сказано: «Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви».  При чем миссионерство должно заключаться не в реформировании, изменении богослужения и церковных традиций, но в изменении самих себя и своего отношения к людям, приходящим в наши храмы.

Не должны быть исключены из этого процесса и иноческие обители, в виду того, что ныне монастыри призваны выполнять не только роль тихих пристаней для ищущих безмятежного жития, но образцовых духовных центров, заботящихся о развитии паломничества, а также — мест хранения литургических обычаев и традиций душепопечения.

Однако никакая серьезная работа по приобщению людей к вере невозможна без личного общения настоятеля, духовенства, а также сотрудников храма с прихожанами, и особенно с теми нашими согражданами, кто только еще находится на пути богоискания и не обрел единства со Христом через исповедание Православия, жизнь по заповедям и участие в богоустановленных Таинствах. Эти люди наиболее остро нуждаются в живом, личном контакте со священством, поскольку сам их приход в храм является, чаще всего, стремлением получить ответ на важные мировоззренческие вопросы. Невозможность услышать вразумительные ответы зачастую подталкивает человека к уходу «на страну далече» на поиск истины в иных конфессиях или даже иных религиозных движениях.

Но и наши постоянные прихожане не должны быть лишены возможности живого общения со священством, дабы разговор между пастырем и пасомым не сводился только к перечислению грехов на исповеди и получению епитимии. Это ли не повод вспомнить слова пророка Иеремии: «проклят, кто дело Господне делает небрежно!» (Иер. 48, 10) .

Особую важность имеет вопрос информирования прихожан об актуальных вопросах церковной жизни, доведению до их сознания официальной позиции священноначалия по важным проблемам. Следует иметь в виду, что при отсутствии непосредственного проникновения настоятеля и духовенства в область проблем, волнующих прихожан, возникает возможность распространения в приходской среде опасных суеверий, ложных мнений, а иногда и откровенно антииерархических настроений.

Напрямую с этой темой соотносится вопрос изданий, предлагаемых верующим в церковных лавках или на книжном стенде у свечного ящика. Иногда в церковных лавках невозможно найти Нового Завета, зато – полная подборка брошюр сомнительного содержания самого широкого спектра: начиная от знахарских советов относительно исцеления от различных болезней и заканчивая живописанием самых невообразимых пророчеств об Антихристе и последних судьбах мира. Необходим строгий контроль и личная, в том числе дисциплинарная ответственность настоятеля за содержание находящихся там книг и брошюр.

Очевидно, что в тех церковных лавках, где объем предлагаемой литературы достаточно велик, настоятель не в силах лично прочитать каждую из выложенных книг, но хотя бы бегло просмотреть их содержание, уточнить выходные данные, думается, всем вполне под силу.

Хотелось бы, чтобы не только настоятели храмов, но и сами архипастыри подавали добрый пример доступности и личной заинтересованности в утолении духовных нужд православных христиан. Не менее важно поддерживать братское общение между приходами, общинами и их руководителями.

Большинство священнослужителей достойно несут крест пастырства, восстанавливая храмы и возрождая в них духовную жизнь. В то же время не может не волновать тенденция, отчетливо наблюдаемое в последнее десятилетие — восстановив храм, и сделав приход в достаточной мере обеспеченным, священник замыкается в кругу личных интересов.

Всякому правящему архиерею хорошо известно, что такие настоятели совершенно не интересуются тем, как организована жизнь на других приходах, какие там используются методы работы с молодежью, в социальной сфере, в области катехизации и воцерковления, в решении сложных пастырских вопросов. То, что духовное горение такими отцами утеряно, красноречиво свидетельствует почти полное отсутствие их чад в духовных школах нашей Церкви, а тот, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3, 5).

Недопустимо, чтобы недавно рукоположенный священник, назначенный в известный, почитаемый храм, смотрел свысока на своих собратьев, может быть даже старших по возрасту, но получивших менее престижное место служения.

Несомненно, способствовать более тесному общению представителей духовенства друг с другом должны епархиальные собрания. По ныне действующему уставу Русской Православной Церкви: «Епархиальное собрание созывается епархиальным архиереем … не реже одного раза в год».

Однако ничто не мешает проводить собрания с большей частотой. Кроме того, стоит обратить внимание на практику пастырских собраний по благочиниям под председательством архиерея или благочинного. Как известно, учителя светских школ раз в несколько лет проходят курсы усовершенствования, а врачи – и вовсе обязательную переаттестацию. Тем очевиднее нужны такие «пастырские курсы» для духовных учителей и врачей, от которых зависит духовное здравие и вечная жизнь пасомых.

Важно, чтобы на данных встречах каждому участнику была предоставлена возможность обсудить как с архиереем, так и с собратьями — сослужителями в личном общении наиболее важные, волнующие его проблемы, как то было и в апостольские времена (см. 1 Кор. 11,19).

Архипастыри нашей Церкви стараются периодически совершать визиты по  епархии, дабы получать непосредственную информацию о состоянии дел на местах. Такие поездки можно использовать для организации непосредственных встреч с духовенством данного района или благочиния.

К сожалению, имеющаяся сегодня ситуация далеко не всегда располагает к тому, чтобы пастыри постоянно и беспрепятственно обсуждали актуальные, а зачастую и болезненные темы. Прямым следствием этого становятся дискуссии в интернет-пространстве на различных форумах и в «Живых журналах», где ведется полемика (не всегда приличная по форме) на  сугубо конфиденциальные, внутрицерковные темы, не нуждающиеся в допуске к их рассмотрению посторонних лиц, среди которых могут оказаться и недоброжелатели Церкви.

При этом следует отметить, что противники Церкви, представители раскольнических сообществ постоянно участвуют в полемике, а наше  духовенство, не имея дискуссионного опыта, зачастую не обладает умением отражать нападки и агрессивные выпады в сторону Церкви.

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов на тему контроля и отчетности приходов и монастырей, находящихся на территории Российской Федерации, перед государственными органами.

Закон от 10 января 2006 г. возложил на религиозные организации обязанность ежегодно предоставлять в органы Федеральной регистрационной службы отчеты о своей деятельности. Правительством Российской Федерации утверждена упрощенная форма данных отчетов. Московская Патриархия ведет переговоры с государственными органами в целях полного освобождения религиозных организаций от отчетности перед Федеральной регистрационной службой.

Говоря об организации деятельности приходов нельзя не упомянуть о двух важнейших составляющих современной приходской жизни: это деятельность воскресных школ, а также — молодежных центров.

Молодое поколение – это наше будущее, будущее нашей страны и будущее нашей Церкви. Поэтому очень важно, сегодня уделять особое внимание развитию этого направления работы.

Согласно статистическим данным сегодня во многих храмах имеются воскресные школы. Однако важно так организовать их деятельность, чтобы дети и подростки, посещающие занятия, действительно проявляли заинтересованность, желание продолжать обучение истинам веры и стремились воплотить полученные знания в жизни.

Воскресные школы, в виде места для заучивания наизусть молитв и штудирования учебника по Закону Божию очевидно должны уступить место иным формам и методам занятий.

Поэтому перед всеми епархиями и приходами стоит задача поиска новых путей приобщения наших современников и особенно молодого поколения к Православию.

К сожалению, в прошедшие десятилетия нередко приходилось наблюдать ситуацию, когда приведенный родителями в воскресную школу ребенок, достигнув подросткового или юношеского возраста, совершенно теряет интерес к вопросам веры и духовности.
Чаще всего это происходит по причине отвлеченности преподаваемых на занятиях в воскресной школе знаний от насущной деятельности приходской общины. Попросту говоря, молодой человек, получив некоторый багаж информации, остался по сути своей человеком невоцерковленным, поскольку преподавание не было сопряжено с непосредственным участием в богослужебной, социальной или какой-то иной  деятельности прихода.

Более того, воскресные школы не смогли дать многочисленным учащимся прошедших десятилетий некоего внутреннего духовного фундамента, который сделал бы их не только активными участниками приходской жизни, но и участниками жизни общественной, обладающими твердой христианской позицией по важным вопросам. Этих молодых людей, ушедших «на страну далече», нам остро не хватает и в наших храмах, и в общественных структурах, настроенных по отношению к Церкви далеко не всегда благожелательно.

Подобным же образом обстоит дело и с функционированием молодежных центров. В ряде епархий созданы замечательные молодежные организации самой разной направленности: начиная от спортивных секций и заканчивая художественными промыслами. Все это, несомненно, нужно и полезно, однако зачастую приходят свидетельства о том, что подростки, юноши и девушки, с неподдельным удовольствием занимающиеся в подобных группах остаются совершенно чуждыми православной церковности. В некоторых случаях молодые люди, постоянно посещающие занятия в приходских структурах не знакомы с основами веры, не посещают Божественную литургию и не участвуют в церковных таинствах. Это является свидетельством внутреннего дисбаланса в организации работы с молодежью или даже прямой подмены целей.

Мы не можем променять главное на второстепенное. Основная цель существования всех приходских молодежных центров — создание условий для приобщения людей к Истине Христовой, к опыту Богообщения.

Хотелось бы сказать также относительно деятельности православных учебных заведений, предоставляющих возможность получения среднего образования — гимназиях и лицеях. Несмотря на то, что на основной канонической территории  Русской Церкви православные составляют значительное большинство населения, процент людей, получающих или получивших образование в соответствии со своей религиозной традицией ничтожно мал. Очевидно, всем нам предстоит еще много сделать в этом направлении.

Тема организации монашеской жизни заслуживает особого внимания. Исторически сложилось так, что иноческие обители всегда были в Русской Церкви местами паломничества благочестивых христиан, местом духовного окормления не только  носителей ангельского образа, но и мирян, видевших в монастырях идеал жизни в Боге.
Стремление к посещению монастырей, имеющееся у нашего народа, особенно монастырей, прославленных святынями или какими-то историческими событиями, может служить хорошим миссионерским основанием. Хорошо известно сколь много людей в советскую эпоху получили первый опыт встречи с Православием, приехав на экскурсию в Загорский историко-художественный музей заповедник, и неожиданно открыв для себя Троице-Сергиеву Лавру.

Приезжая с паломнической группой человек желает не только поучаствовать в экскурсии и услышать повествование об истории возникновения и становлении монастыря, но и стать на время участником благодатной жизни обители. Отсюда стремление паломников к исповеди и Причащению в монастырском храме, за монастырской службой.

То, что христианин услышит во время исповеди в монастыре, становится для него важным в определении приоритетов духовной жизни. Исповедь вообще является мощным средством воздействия на душу человека, поэтому так важно, чтобы духовенство обители, принимающее покаяние паломников, было чуждым радикализма, сомнительных идей, не согласующихся с учением Церкви и официальной позицией священноначалия. Также крайне значима деятельность лиц, отвечающих в обители за работу с мирянами. Это экскурсоводы, а также насельники и сотрудники, ведущие монастырскую переписку. Часто именно им приходится давать ответы на важнейшие вопросы духовной жизни, и именно они для многих мирян являются голосом Церкви.

В связи с этим перед епархиальными архиереями часто встает вопрос контроля за внутренним состоянием монашеской братии и имеющимися в монастырской среде настроениями, дабы духовничество внутри обителей не превращалось из средства просвещения светом Христовой Истины в средство распространения маргинальных учений.

Отрадно отметить, что некоторые монастыри, обладающие бóльшими по сравнению с приходскими храмами, материальными ресурсами, и имеющие гораздо большее количество лиц, способных к трудам на просветительской и социальной ниве, в некоторых случаях становятся организаторами детских приютов. Примеры подобных благих дерзаний имеются в ряде епархий. Несомненно, подобная практика требует поддержки и распространения, особенно если иметь в виду ужасающую ситуацию с наличием в нашем обществе социальных сирот и общей катастрофической ситуацией в области демографии.

Монастыри не должны быть чужды и заботам по организации и обеспечению деятельности воскресных школ, особенно если речь идет об обителях, являющихся в данной местности для православных христиан единственным местом молитвы и участия в богослужениях.

Вместе с тем, как неоднократно говорил Святейший Патриарх, недопустимым является направление на приходское служение лиц облеченных монашеским званием. Место инока в монастыре, а не в приходской среде.

В контексте решения вопроса о передаче православных святынь, находящихся на хранении в государственных музеях особое значение  имеет  вопрос создания в обителях достойных условий для хранения святынь, имеющих не только духовную, но и историческую, культурную, художественную ценность. До революции во многих монастырях существовали «древлехранилища», где находились подобные вещи, к ним был открыт широкий доступ, и всякий желающий мог приобщиться к высокому искусству, созданному руками православных мастеров.

Завершая свой доклад, хотелось бы пожелать всем нам, дорогие собратья архипастыри, отеческой любви в управлении епархиями, сыновней преданности священноначалию и  богомудрой трезвости духа в решении всех вопросов.

Благодарю за внимание.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Положение о наградах Русской Православной Церкви (2017 г.)

О канонических аспектах церковного брака

Комментарий председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в связи с распространением информации об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета»

Положение о монастырях и монашествующих

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об избрании членов Общецерковного суда Русской Православной Церкви»

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви»