Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Свидетельство даже до смерти истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, Свидетель верный (Откр. 1:5), на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18:37) и чтобы в крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих.
По слову апостола, мы искуплены драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни и в умирании: живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем (Рим. 14:8).
Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призвал ее разделить с ним чашу страданий: «Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него».
Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса обще-церковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви.
Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12:11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве — колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.
Другой архипастырь и вдохновенный молитвенник — митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) духовно окормлял верных чад своих в то время, когда внешние гонения и внутренние расколы грозили поколебать Церковь Христову. Перед лицом ожидавшей его смерти он произнес: «Я верный сын своего народа, и люблю и всегда любил его. Я жизнь ему свою отдал, и я счастлив тем, что простой народ платил мне тою же любовью, и он же поставил меня на то место, которое я занимаю в Православной Церкви. Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, — но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу очи свои горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за все"».
Убиенные вместе с митрополитом Вениамином архимандрит Сергий и чада церковные Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, как верные соратники его, пошли на заклание с архипастырем своим.
Великая княгиня Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и больным. Вместе со своей келейницей инокиней Варварой она приняла мученический венец в день Преподобного Сергия Радонежского — 5 июля (старого стиля) 1918 года.
Освященный Собор, рассмотрев подвиг сих и удостоверившись в их страданиях как мученичестве за Христа, единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:
- Митрополита Киевского Владимира, убиенного в Киеве гонителями Церкви 25 января (старого стиля) 1918 года, митрополита Петроградского Вениамина и иже с ним: архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна, пострадавших в Петрограде 31 июля старого стиля 1922 года, Великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, убиенных близ Алапаевска 5 июля старого стиля 1918 года, — причислить к лику святых мучеников и святых мучениц.
- Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами.
- Службы сим новомученикам Российским составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их — отправлять общие по чину мученическому.
- Память им праздновать: священномученику митрополиту Владимиру 25 января; священномученикам митрополиту Вениамину, архимандриту Сергию и мученикам Юрию и Иоанну 31 июля; преподобномученицам Великой княгине Елизавете и инокине Варваре 5 июля по Юлианскому календарю.
- Установить празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного. В сей Собор включить имена святых: Тихона, Патриарха Всероссийского, Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, и иже с ним архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна, Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, а впоследствии — всех вновь канонизуемых новомучеников и исповедников Российских. Службу им править общую мученикам до составления и принятия особой, внеся затем соответствующие дополнения и в Службу всем святым, в земле Российской просиявшим.
- Писать новопрославленным мученикам честные их иконы для поклонения, согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.
- Напечатать жития их, а также творения святых митрополитов Владимира и Вениамина и Великой княгини Елизаветы для назидания и наставления в благочестии чад церковных.
- От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления сих новомучеников пастве всероссийской.
- Сообщить имена их Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в свои святцы.
- Поручить Синодальной комиссии по канонизации святых при изучении подвига новомучеников Российских начать исследования материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи.
- Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии.
Предстательством и молитвами прославленных новомучеников Российских да укрепит Господь веру нашу и паствы церковной, Честною Его Кровию искупленной, и да будет чадам Церкви кровь новомучеников сих семенем веры, произрастающим в Жизнь Вечную.